Русский стиль — сказка, покорившая мир



Русский стиль в одежде — изобретение европейское. Именно европейцы в начале ХХ века разглядели, как прекрасна жар-птица — огненно-золотая хохлома, как царственны ледяные узоры гжели и богатые российские меха, как причудлива сама многослойность русского народного костюма — многослойность и предметная, и эстетическая.


Однако русский стиль — не только крестьянская вышитая рубаха-косоворотка, нарядный цветочный сарафан, а поверх приталенная душегрея, опушенная серебряной лисой или скромным зайцем. В отличие от большинства ориентальных стилей, русский имеет ещё один вариант — русский имперский, не просто соединивший, а сплавивший в себе традиции европейского платья, византийской и восточной безмерной роскоши, народного костюма — символичного и строгого.

Удивительное богатство, самобытность, сказочная нарядность русского костюма стали буквально открытием для модной европейской публики, приходившей на балеты, поставленные в рамках «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева в первом десятилетии ХХ века.

Чтобы вывести артистов оперы и балета на французскую сцену, Дягилев совершил титанический труд. Он собирал по музеям и деревням, дворцам и монастырям осколки некогда цельной вещной культуры. Кульминацией сезонов стала опера «Борис Годунов», в которой исполнители выходили в народных сарафанах, кокошниках, в одеждах, украшенных старинной вышивкой золотом и жемчугом, а декорации готовили художники К. Ф. Юон, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин…

Время было такое — предреволюционное во всём: в искусстве, моде, устройстве жизни. Люди искали новое и открывали, как и бывает, великолепное старое — забытое или обойдённое вниманием. Европейцы увидели и полюбили поэтическую, яркую Россию в балетах «Жар-птица», «Весна священная».

Впечатление было настолько сильно, что захватило тогдашнего повелителя моды (слово «король» в отношении него невыразительно) — Поля Пуаре. В 1911 году он представляет коллекцию Les Ballets Russes по мотивам дягилевских сезонов: позже костюмы из коллекции стали экспонатами Metropolitan Museum of Art.

В «народ» — великосветский и аристократический — прямо с балетной сцена «шагнули» льняные ткани, золотые-серебряные кружева, парчовые безрукавки-епанчи, вышивка золотом и жемчугом. От сказочного русского наваждения не спаслись даже королевские особы: будущая супруга Георга VI, «короля великобританского», выходила замуж в наряде «по мотивам русских фольклорных традиций».



И далее уже никогда русские мотивы не исчезнут с самых высоких подиумов Европы — как бы ни менялась мода, как бы ни повернулось колесо времени.


Добавить комментарий