Из истории изучения цвета



Boutet's color wheels, 1708

Только с опытов Ньютона, опубликовавшего в 1672 году труды «Новая теория света и цвета», началось научное исследование природы и свойств цвета, а М.В. Ломоносов особенно близко подошёл к реальному объяснению цвета как свойства человеческого зрения.

В 1802 году Томас Юнг доказательно обосновал, что предметы реального мира не обладают так называемым цветом — это наш глаз воспринимает их окрашенными, имея в своей структуре 3 вида чувствительных к свету нервных волокон. Когда они раздражаются по отдельности, мы видим зелёный, фиолетовый и красный, когда в разных комбинациях волокон — видим остальные цвета спектра.

После открытия Юнга учёные изолированно проводили опыты, измеряя количественно трёх основных цвета для получения остальных. Все серьёзные исследования приводили к схожим результатам. В 1931 году конгресс Международной осветительной комиссии принял результаты исследований Райта и Гилда как основные для международной системы измерения цвета XYZ — она остаётся актуальной и сегодня.

Бок о бок с научным изучением цвета развивалась колористика — учение о цвете: его природе, основных, дополнительных и составленных цветах, их характеристиках, смешении, контрасте, гармонии, колорите, культуре цвета. Однако есть и другое определение колористики, его дают практики: колористика — не наука о цвете, а только её раздел, задача которого — теория и практика применения цвета в человеческой деятельности. Второе определение более корректно, тогда как первое относится более к цветоведению.

Впервые систематизировал разрозненные знания и обогатил их Леонардо да Винчи. Он заявил, что разнообразие цветов чрезвычайно ограничено и простых цветов только 6 — чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, белый.

Другой фундаментальный (1 400 страниц!) труд в области колористики — «Труд о природе цвета» Иоганна Вольфганга Гёте, считавшего это сочинение главным в жизни. Он первым стал не использовать как данность, а изучать воздействие цвета на человека. В зелёном, по мнению Гёте, заключена доброта, способность успокаивать; в синем — холод; в красном — страх и т. д.

Но всё это было основано на личных, чрезвычайно субъективных ощущениях. Колористика как наука возникает с появлением цветовых систем и одной из основных — цветового круга Оствальда.



Добавить комментарий:

Нажимая "Отправить" Вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности.

Читаем еще:

Если хотите выглядеть не просто модно, а хорошо, красиво, то правильно сочетайте цвета в одежде. Сочетание различных цветов - это целая наука, имеющая свои принципы. Они, конечно, не догма и...
Для представителей творческих профессий, коллекционеров, владельцев картинных галерей и меценатов аукцион искусства — удобная торговая площадка, на которой возможно продать или приобрести...